ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Икона дня:

 

Православный календарь:


Православная библиотека

Задать вопрос

- комментарии отключены -

05 Декабрь 2011

Ольга спрашивает:
Объясните,зачем Господь забирает хороших,нужных Земле,людей?Как уничтожить боль потери любимого Челавека.У меня отец умер недавно.Тяжесть сильнейшая.Помогите...

Иерей Николай отвечает:
Здравствуйте, Ольга!
Прежде всего, смерть необходимо правильно рассматривать, не как наказание Божие и даже не как конец существования человека, а как переход из одной жизни (земной) в другую (вечную).
Вы можете прочитать мою статью в которой я касаюсь этого вопроса, перейдя по адресу: http://edinoverhram.prihod.ru/articles/view/id/834
На этот вопрос так же хорошо отвечает теолог Валерий Помещик. Привожу ниже его статью.

"Интересный вопрос … почему Бог «забирает» хороших людей и оставляет плохих? К тому, что делает Бог, я отношусь абсолютно спокойно, ибо понимаю, что Богу лучше знать, кому и когда стоит оставить этот мир. Кроме того, повторюсь, нет хороших людей и плохих, есть раскаявшиеся грешники и не раскаявшиеся. Так вот, если перефразировать вопрос и сказать, что Бог «забирает» раскаявшихся грешников, а не раскаявшихся отставляет, то какая-то доля истины в этом есть, хотя это не всегда так, на самом деле. Дело в том, что я знаю многих людей, который приняли Христа своим Спасителем и прожили долгую жизнь, оставаясь, как Вы говорите, хорошим человеком. А есть другие примеры, когда умирают молодыми люди, смерти которых с нетерпением ждали окружающие люди.
На сегодняшний день, мне кажется, что я понимаю принцип, которым руководствуется Бог, принимая подобные решения. Так как главная задача у Бога это спасти человека для вечности, то есть привести его к покаянию, то всякий раскаявшийся грешник может спокойно умирать, так как Бог в нём добился главной цели. Следовательно, каждый человек может жить до того момента, пока с ним не произойдёт это обращение к Богу. Вот только если бы все обратившиеся сразу «уходили к Богу, то кто бы свидетельствовал о спасении остальным людям? Вот одна из причин, почему спасённые, не сразу умирают.
А почему не все нераскаявшиеся живут долго? Причина, на мой взгляд, в том, что Бог знает их будущее и видит их сердца. Если есть хоть малейшая надежда на то, что эти люди поддадутся влиянию Святого Духа на их сердце, Бог будет их жизнь продлевать, разве только они сами не решат покончить собой, как было в истории с Иудой Искариотом, предавшим Христа. А ежели, они отвергли неоднократные обращения Бога к ним и не прислушались к этим призывам, то, чтобы зло не усиливалось и не умножалось на Земле, Бог принимает решение допустить в их жизни несчастный случай, либо совершает Свой суд над ними, как было с допотопным миром.
Итак, совершенно справедливо, что Бог управляет нашими жизнями и мы не знаем, когда наступит наш последний миг. Поэтому, откладывать своё покаяние на последний день, не рекомендуется, так как не факт, что мы это сможем сделать, тем более, если в своей жизни мы уже неоднократно отказывали Богу. А что касается обращенных людей, то им смерть не страшна, хотя жить долго для них естественно, ибо Бог даровал всем людям желание жить. Поэтому свой последний миг они воспринимают спокойно, так как знают, куда отправятся после смерти и что их там ждёт."


Если вы живете в нашем городе и у Вас есть вопросы, то возможно договориться о встрече. Номер телефона есть в разделе "Контакты".

01 Декабрь 2011

Лия спрашивает:
Здравствуйте,отец Николай!
Не могли бы Вы мн объяснить значение некоторых слов из 4 главы Апокалипсиса. Я так понимаю, что это Послание очень символично, но кто такие 24 старца, и что означает "исполненный очей"?
Спасибо Вам!

Иерей Николай отвечает:
По толкованию святителя Андрея Кесарийского под 24 старцами из Апокалипсиса следует разуметь 12 праотцев ветхозаветных (возможно 12 Патриархов – родоначальников 12 колен Израилевых) и 12 Апостолов, которым, по их великой силе и премудрости, Господь обещал сидение на двенадцати престолах и некогда суд над Израилем. (Мф 19:28).
«И посреди престола и вокруг престола четыре животных исполненных очей спереди и сзади». Здесь указывается на престол, означающий царство и покой Бога, потому что в нем и вокруг него видел Серафимов, множество очей свидетельствует о способности их к созерцанию Божественного сияния: спереди и позади - т. е. Серафимы просвещаются знанием того, что было прежде и будет потом.

26 Ноябрь 2011

Виктория спрашивает:
Здравствуйте!
Не могли бы Вы мне ответить на вопрос, когда проиcходит исповедь, если сказаy батюшке грех которого не было совершенно, что в таком случае?

Иерей Николай отвечает:
Каждый человек, который приходит на исповедь, исповедует свои грехи в первую очередь перед Богом, а священник этому свидетель. Человек должен на исповедь приносить покаяние, а не отчет в содеянном. Исповедь - это Таинство Покаяния, как можно каяться в том, чего не совершал?

24 Ноябрь 2011

Евгения спрашивает:
Здравствуйте.У меня такой вопрос.Скажите грешно ли отдать собаку в хорошую семью.У нас она жила 3 года.Просто сейчас с уходом за ней возникают трудности.Это появился ребенок и муж сутками на работе плюс ко всему мне с ребенком приходится часто лежать в больнице.

Иерей Николай отвечает:
В этом нет никакого греха.

13 Ноябрь 2011

Валентина спрашивает:
Вы наверно меня не поняли,если есть ответ7 Сама молитва Слава Богу известна. Мы читаем её вечером сразу за все 24 часа. Молиться за каждый час отдельно, то с ( это час дня т.е. 13-00 дня или это 1-час ночи)- Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. с уважением к вам.

Иерей Николай отвечает:
Здравствуйте, Валентина! Если вы хотите читать эту молитву по частям, начиная с 13:00 или с 1:00, то можете делать это спокойно, начиная в то или другое время, т.к. эти 24 часа условные. Но ,исходя из того, что это молитва вечерняя, то, скорее всего молитва, которая относится к первому часу, а именно: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ..."- относится к 13:00 дня. А вообще неважно за какой "час" вы будете это прошение принимать. Можно первую молитву принимать за час, который в настоящее время, т.е. вы читаете, например, вечерние молитвы в 21:30 - это и есть тот первый час, с которого начинается молитва.

13 Ноябрь 2011

Валентина спрашивает:
Здравствуйте!!! Молитва-7ая Святого Иоанна Златоуста по числу дня и ночи -Начанается с1 час дня или ночи7 Если читать каждый час отдельно. С уважением к вам.

30 Сентябрь 2011

Лия спрашивает:
Отец Николай, добрый день!
Опять прошу у Вас разъяснения по текстам:
В послании к галатам Святого Апостола Павла есть 3 глава в которой говорится: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)" - что это значит?
Я стараюсь читать Евангелие, но текст достаточно сложен во многих местах для понимания. Если Вас не затруднит, ответьте на мой вопрос.
Спасибо!

Иерей Николай отвечает:
Здравствуйте, Лия! «…ибо написано: проклят всякий, висящий на древе» вы взяли в скобки, насколько я понял, именно это выражение вам не понятно. В Ветхом Завете, в 21 главе книги Второзаконие говорится: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». Как известно, Ветхий Завет полон различных прообразов и пророчеств об Иисусе Христе. Из Евангелия мы знаем, что «… так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их»(Ин 19:31), получается так, что на Христе исполнились и эти слова. Христос пострадал как преступник, хотя таковым не являлся, как праведник за неправедных, т. к. «…мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов…»(Еф 1:7)
В Святом Писании часто встречаются слова «…Агнец Божий…»(о Христе). Иоанн Креститель его называет: «…вземлющий грех мира…» Для уяснения этого необходимо обратиться к Ветхому Завету – очищение от грехов было символическим (грех переносился на жертвенных животных). Действительное очищение от грехов ветхозаветные обряды не давали, но были только прообразами, т.к. действительное очищение от грехов совершилось Христом. Христос воспринял нашу ответственность за грех – не стал грешником, а стал нравственно ответственным за грех. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы сделались праведными перед Богом…» (2Кор 5:21).

21 Сентябрь 2011

Наиля спрашивает:
почему этот праздник называется "Рождество"?

Иерей Николай отвечает:
Слово"Рождество" означает "рождение".
Рождество Пресвятой Богородицы - Рождение Пресвятой Богородицы. Называется праздник так потому, что в этот день воспоминается рождение Пресвятой Богородицы от праведных Иоакима и Анны.

02 Сентябрь 2011

Лия спрашивает:
Отец Николай, здравствуйте!
Не могли бы Вы объяснить, что рассказывается в 14 главе в 1 послании к коринфянам "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" и т.д. Я для себя не могу понять, почему вся глава посвящена пророчеству. Ведь люди не должны стремиться заглянуть в будущее. Или же я поняла буквально?
Спаси Господи!

Иерей Николай отвечает:
"Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать."(1 Кор. 14 глава)

На этот вопрос хорошо отвечает священник Даниил Сысоев.

"Пророчество ? духовный дар, о котором Апостол Павел советует ревновать, и это означает, что христианин должен ревностно добиваться его, страстно стремиться получить, усердствовать для достижения этой цели. На мой взгляд, многие христиане неправильно поняли Павла, и отсюда не только разногласия в среде верующих, но и заблуждения, уводящие в сторону от той благодати, к которой призывает нас Апостол. Одни считают, что пророчество, является особым даром для особых людей, а посему нам, обыкновенным смертным, просто бесполезно, если не сказать больше ? кощунственно просить его. Поэтому они не рассматривают слова Апостола как призыв, обращенный непосредственно к ним, и не ревнуют об этом даре. Другая категория людей, опираясь на слова: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать…» (Иоил.2:28, Деян.2.17), считают, что дар пророчества доступен обычному христианину, и поэтому страстно желают получить его. Но, к сожалению, мы не всегда правильно трактуем термины Священного Писания. И не правильно поняв, что такое пророчество, мы, естественно, стремимся получить не то, к чему призывал нас Павел. Итак, необходимо понять, что есть пророчество, чтобы ревновать об этом даре, и просить у Бога того, что угодно Его воле, но не нашей (1Ин. 5:14).
Кто есть пророк? Гадатель, прорицатель, предсказатель будущего? В словаре Архимандрита Никифора читаем: «Под словом пророк вообще разумеется, во-первых, люди, предсказывающие будущее, вовторых, лица, люди, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Св. Духа (1 Кор.14.3)» (Библейская энциклопедия. Москва. 1891г.). Часто пророки, действительно, предсказывали будущее, ближайшее или отдаленное, и это побуждает понимать под словом «пророк» человека, способного к предсказанию. Однако это не всегда так. Пророк в библейском, а не обыденном понимании этого слова скорее глашатай, глашатай воли Божьей, если это Божий пророк, или глашатай своей воли ? лжепророк. К лжепророкам можно отнести и тех, кто являлся глашатаем ложных богов (например, пророки Ваала, 3 Цар.18.19).
Кто был пророком Моисея? Аарон (Исх.7.1): «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком». Почему Аарон назван Моисеевым пророком? Моисей был косноязычен (Исх.4.10). Когда он сослался на это, Господь сказал: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» Но Моисей снова просил Бога послать другого человека, и тогда «возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить… ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4.10-16). Ясно, что Аарон был пророком скорее не потому, что возвещал будущее, а потому, что возвещал Египетскому фараону, а затем народу Божьему слова Господни. Бог, конечно, мог гово-рить и чрез Моисея, несмотря на то, что тот был косноязычен, но по просьбе Моисея Он дает ему другого человека, который должен говорить то, что говорил ему Моисей, а Моисею говорил Бог. Поэтому точнее – Аарон был не Моисеевым пророком, он был пророком Господним, и был дан Моисею как сподвижник, способный восполнить его природный недостаток («быть его устами», его пророком). Итак, Аарон был пророком потому, что «прорекал» слова, которые Господь влагал в его уста. Назван же он Моисеевым пророком потому что говорил за Моисея. Он был пророком скорее от слова «прорекать», чем «предрекать».
Я не утверждаю, что слово «пророк» имеет смысл только «глашатай». Нет, слово это имеет множество оттенков, оно применяется также и в значении «предсказатель». Но, как я понимаю, в Библии это слово употреблено часто именно в значении «глашатая», а поскольку Господь через пророков много говорил народу Своему о грядущем, эти два смысла слова как бы сливаются. Поэтому я вполне могу согласиться с Архимандритом Ники-фором (см. начало статьи), разве только, я поменял бы местами «во-первых» и «во-вторых», ко-гда речь идет не о пророках во-обще, а о пророках Господних.
Апостол Павел начинает По-слание к Евреям словами: «Бог, многократно и многообразно го-воривший издревле отцам в про-роках, в последние дни сии гово-рил нам в Сыне» (Евр.1.1-2). В пророках, а впоследствии в Сыне Бог возвещал Свою волю. Все пророки Ветхого Завета, так или иначе, прямо или с помощью аллегорий, предсказывали прише-ствие Мессии. Вот почему «все пророки и закон прорекли до Ио-анна» (Мф.11.13), то есть, до яв-ления Христа ? Мессии. А тогда, как же Апостол Павел призывает ревновать о даре пророчества, если все уже проречено? Мне кажется, ответ на этот вопрос надо искать в предыдущей приве-денной цитате – Евр.1.1-2. В последние дни Бог говорил в Сыне. «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и исти-ны», ? пишет Евангелист Иоанн, и это явление есть нечто боль-шее, чем то, когда Бог влагал Свои слова в уста пророков. С явлением Мессии то, о чем предсказывали пророки, исполнилось в Иисусе Христе, и наступило время, когда Бог начал говорить в Сыне.
Возникает вопрос: если Апо-стол Павел призывает ревновать о даре пророчества, значит ли это, что Бог, «говоривший издревле отцам в пророках» и «в последние дни сии говоривший нам в Сыне», снова возвращается к тому, чтобы говорить в пророках? Не думаю, хотя бы потому, что здесь стоят слова «в последние дни». Можно, конечно, рассматривать эти слова как указание на время жизни Павла и его современников, но, скорее всего, здесь речь идет все же о последнем времени процесса спасения и искупления человечества, о последнем времени в войне греха и праведности, рабства и освобождения. В последнее время Бог говорит в Сыне и это «последнее время» продолжается доныне.
Как говорит? Когда Иисус Христос учил Своих учеников и окружающий народ, все могли слышать Его голос, спрашивать, если что было непонятно. А как сейчас? «В последний же вели-кий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7.37-39). Водой живой Иисус Христос называл Слово Божие, а его источником ? Дух Святой, которого имели принять верующие в Него (Христа). Так было и издревле, «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1.21).
Но обратим внимание на существенную деталь. Господь сказал: «Кто верует в Меня» и «Которого имели принять верующие в Него». Дар Святого Духа и вера ? рядом, и это не случайно. «Верою вселиться Христу в сердца ваши», ? пишет Апостол Павел (Еф.3.17), а стихом выше: «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Это исполнение обетования: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14.26). Сопоставляя эти стихи, видим, что оказывается, не прекратилось время, когда Бог говорит в Сыне, но наступило время, когда верою Христос вселяется в сердца Духом Святым, и говорит чрез уста верующих. Верующие таким образом выполняют роль пророков, прорекают Слово Божие, доносят свидетельство Иисуса до окружающих людей.
Часто люди под крещением Духом Святым понимают получение даров Святого Духа (пророчество, говорение на иных языках и т.п.). Это не совсем так. Крещение Духом Святым это погружение в Тело Христово (1Кор.12.13), которое есть Церковь Его (Кол.1.24). Многие думают так: покаялся человек – он дитя Божие, он получил спасение, но еще не крещен Духом Святым. Крещен же будет лишь тогда, когда получит свидетельство (говорение на иных языках, и т.п.). Но это не так. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8.9). Само спасение возможно только через погружение (крещение Духом) посредством веры во имя Господа, в Тело Его. Здесь и покаяние, и обращение, и запечатление обетованным Святым Духом. Будучи членом Тела Христова (Церкви), христианин получает дары Духа, выполняя ту или иную роль (по подобию обычных, физических членов тел наших: глаз, ушей, рук и т.д., см. 1Кор.12 гл.). Вот почему ефесяне под впечатлением красноречиво-го мужа Аполлоса, учившего о Господе правильно, но знавшего только крещение Иоанново (покаяния) (Деян.18.24), крестились этим крещением, а Святого Духа не получили (Деян.19.2). Покаявшись, они не погрузились во имя Христа, не назвали Иисуса своим Господом (1Кор.12.3). И лишь когда они крестились (Духом) во имя Господа (Деян.15.5). Дух Святой сошел на них, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
А как, вы думаете, они пророчествовали? Наверное, когда мы имеем в виду пророков, представляем себе какого-то особого человека, обязательно внешне отличающегося от обычных людей. Под воздействием внутреннего вдохновения этот человек начинает речь: «Так говорит Гос-подь…», а дальше возвещает что-то, от чего мурашки по коже. Непременно так, а если иначе, то это не пророк, а обыкновенный проповедник, а если в личной беседе нам Бог что-то сказал чрез уста собеседника, это и вовсе, даже не проповедник. Я так не считаю. Нет, не форма важна. Бог вселяется в сердца верующих и чрез верующих доносит Слово Свое до наших сердец разными путями. Прочитал ли человек из Библии, объяснил ли текст Библии, или в другой форме донес до нас Слово Божие, все это пророчество, «ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк.19.10). Свидетельство – основная функция христианина, облеченного во Христе силою свыше: «…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Де-ян.1.8).
В том, как ревнуют о дарах духовных, включая пророчество, на мой взгляд, ошибочен еще и мотив ревности. Прочитал человек, что надо ревновать о даре пророчества, решил, что надо ревновать и молится до исступления, пока не получает то, что принимает за пророчество. Считается, что дары Духа нужны для достижения «почести вышнего звания» (Фил.3.14). Представляю, как читатель может возмутиться: «а как же слова Христа: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, по-даст ему змею вместо рыбы?» (Лук.11.11)? Но, давайте повнимательней прочитаем Лук.11.5-13:
5. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6. ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7. а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лук.).
Обратим внимание на то, почему этот человек так неотступно просил три хлеба в полночь, когда надо спать, а не беспокоить соседей? Это что, была блажь его? Каприз? Проснулся в полночь и побежал к соседу, потому что ему вдруг захотелось иметь три хлеба? Нет! К нему зашел друг, зашел с дороги, наверное, голодный. Надо было накормить, а у него ничего нет. Вот почему такой визит в полночь, вот почему такая неотступность. Это не блажь, не каприз, а необходимость, связанная с гостеприимством, любовью и состраданием к страннику. А теперь обратимся к нашей ситуации. Нет ли вокруг нас таких же «голодных странников», которых надо накормить? Но нечем! Мы «косноязычны», подобно Моисею мы просим у Бога, чтобы он когото другого послал. «Господи, – молим мы – пошли какого-нибудь проповедника, чтобы он обратил к Господу нашего сына, внука, дочку, внучку…». Но, Господь, преподав эту притчу, делает заключение: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят, – а чтобы больше было уверенности, добавляет, – …тем более Отец Не-бесный даст Духа Святаго про-сящим у Него». Без этой силы свыше наши слова – пустой звук. Только Слово Божие из источника воды живой может оживить, обратить, спасти!

Вот почему Апостол Павел призывает ревновать о дарах духовных, особенно о том, чтобы пророчествовать. Не потому, чтобы этим возвысить нас, а потому что это наиболее важное, нужное, необходимое. Не ищите славы ни у внешних, ни в церкви. Пророки всегда были в уничиже-нии, ибо сила Божия совершается в немощи (2Кор.12.9). Павел призывает ревновать о даре пророчества, когда Слово Божие обитает с нами и в нас, чтобы нам из доброго сокровища вынести доброе (Лук.6.45) – три хлеба, чтобы накормить всякого странника."

Божией помощи Вам!

09 Август 2011

Лия спрашивает:
Отец Николай, здравствуйте!
Как нужно себя вести, когда в коллективе на работе начинают заводить разговоры о религии на тему "Все религии разные - только Бог один" или "А вот в буддизме: главное не нарушать свою карму, это так хорошо, почему в православии не так?" и т.п. Я не знаю, как себя вести в таких ситуациях, но и молчать я тоже не могу. Подскажите, нужно ли молчать в таких случаях или стоит отстаивать свое мнение?
Заранее благодарна!

Иерей Николай отвечает:
Здравствуйте, Лия! Вы можете изложить свою точку зрения или, если будет в этом необходимость, вести полемику, но не конфликтовать, говорить спокойно, не повышая тон. Такие люди, как правило, истины не ищут, религии для них это всего лишь повод поболтать, так что в большинстве случаев спорить с такими бесполезно. Предложите им поглубже узнать православие, почитать Св. Писание, отцов, походить в храм продолжительное время, поститься, исповедоваться, причащаться, пускай общаются со священником и т. д. и если этот человек согласится, значит он не просто бросает слова на ветер, в поисках истины, а если будет отказываться, оправдываться, то ясное дело, это человек не честен в своих словах. Если он ходил в церковь, а под хождением в церковь многие подразумевают однократное посещение церкви на Пасху или на другой праздник, толи ходил «свечи ставить», предложите человеку сделать еще одну попытку в познании православия. Если они согласны внести изменения в свою жизнь, то пускай трудятся, а если не хотят и согласны со своим образом жизни, то как же они узнают христианство. Надо пробовать, пытаться и только тогда могут быть результаты. Божией помощи!