ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Воскресения день.Просветимся торжеством
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Икона дня:

 

Православный календарь:


Православная библиотека

Воскресения день.Просветимся торжеством

28 Март 2015

В чем заключается главный смысл Пасхи. Особенности и  история праздника

Пасха — это центральный христианский праздник, недаром он называется Праздником праздников и Торжеством торжеств, потому что если бы Христос не воскрес, то и не произошло бы спасения рода человеческого.Смысл Пасхи-вся христианская вера и жизнь во всей своей полноте! А раз так, то поневоле придется ограничиться лишь осколком, отблеском, в котором, тем не менее, можно увидеть животворящий и спасительный свет. Главное в христианстве — Христос, Бог, Который стал Человеком и прошел через всю меру человеческих страданий, включая Распятие. А Пасха (Воскресение Спасителя) — это точка, фокус, где с наибольшей силой и яркостью сходится человеческое с Божественным, причем сходится так, что каждый из нас имеет возможность подключиться к ней, стать не зрителем, а участником события, причастником Божества. Подчеркиваю, что это возможность, реализация которой зависит от свободной воли каждого. Отсюда и значение Пасхи для человека. Без Креста нет Воскресения, поэтому страдания всегда будут предшествовать духовному и физическому подъему человека. Пасха дает надежду на спасение, потому что «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор 15:14), поэтому Воскресение Христово для православного христианина является источником жизни и именно наличием Пасхи христианство кардинально отличается от всех остальных религий.Пасха — это та цель, к которой стремится все человечество на протяжении всей истории, и эта цель заключается в бессмертии. Христос показал, что только через Воскресение Христово, через Пасху человечество может достичь этого бессмертия.

Человек должен быть готовым к принятию счастья, но счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего состояния, которого можно достичь, только живя духовной жизнью.

История праздника

      Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо. В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях: «...Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», ниспровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою совоскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления. Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессмертным и славным, имеющим жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив смерти врата (твердыню), Христос проложил стезю, показал путь к истинной жизни и открыл дверь бессмертия. Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудей.

 Главное праздничное событие Пасхи – это ночная Литургия

     Ночная Литургия- это праздничная трапеза, которая открывает для каждого верующего самое святое важное.

Богослужение на Пасху начинается в субботу поздно вечером. Примерно в 11 часов вечера в храме начинается служба субботней полунощницы, на которой читается канон священником в центре храма перед святой плащаницей. В конце чтения канона священник заносит святую плащаницу в алтарь, а сама полунощница вскоре заканчивается. Канон называется плачем Богородицы. В нем описываются переживания Божией Матери, видевшей распятие Своего Сына.

Непосредственно пасхальная служба начинается в 12 часов ночи с наступлением воскресенья. Совершается богослужение пасхальной заутрени, начинающееся крестным ходом вокруг храма. Крестный ход – самая  удивительная часть пасхального богослужения. Встречаемые всеобщим благоговением верующих, священники под пение

 стихиры о воскресении Христа, возвещая людям о том, что это событие воспевают ангелы на небесах, выходят из храма и идут крестным ходом для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни, т. е. дома, пути, воду, воздух и саму землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Этот обычай - своеобразное напоминание о библейской истории, о женах-мироносицах, которые вышли встречать воскресшего Христа. Крестный ход  завершает для православных христиан семинедельный Великий пост. После семи недель поста праздновать Пасху христиане будут семь дней. Любой из дней Пасхальной недели православная церковь приравнивает к воскресенью. Перед тем как зайти после крестного хода в храм, священник дает возглас, после которого начинается пение пасхального тропаря Христос Воскресе. С этим пением духовенство, хор и народ проходят в храм, где продолжается пасхальная утреня, состоящая из пения определенного пасхального канона Иоанна Дамаскина, светильна Пасхи, стихир Пасхи. В конце утрени на аналое священник читает поздравительное слово на день святой Пасхи, написанное святителем Иоанном Златоустом. В слове проводится мысль о том, что в день святой Пасхи каждый человек должен насладиться торжеством православной веры.

Канон и стихиры Светлой заутрени  показывает всю глубину пасхальной радости:

  • "Воскресения день... Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Рцем: "братия" и ненавидящим нас, особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга";
  • "Воскресения день... Просветимся торжеством" и "Пасха! Господня Пасха!"
  • "Вчера я со-распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне воскресаю"
  • "Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств"

Радостное Пасхальное приветствие напоминает  о ликовании древних апостолов: когда пронеслась весть о Воскресении Христовом, то они в изумлении воскликнули «Христос Воскрес!» и отвечали - «Воистину Воскрес!» Православные верующие и поныне так приветствуют друг друга и, после чего обмениваются троекратным поцелуем. Люди поступают так, потому что радость от воскрешения Спасителя просто переполняет души и сердца и этой радостью нужно обязательно поделиться с окружающими, простив старые обиды.
 

 

Рекомендуем к просмотру  православный документальный фильм «Пасха»:                 

   https://www.youtube.com/watch?v=FGu8jFC0uJI#t=98



назад к списку новостей