ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Пост- крылья к спасению!
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Икона дня:

 

Православный календарь:


Православная библиотека

Пост- крылья к спасению!

«...почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творя, также и фарисейские ,а Твои едят и пьют? Он же сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда сними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».(Лк 5:33-35) Вот и настали дни покаяния, поста и молитвы…Зайдя в храм и, видя горящие свечи, аналои в черном облачении, невольно задумываешься - по какой причине все это? Зачем нам вообще поститься когда мы знаем ,что Господь давно воскрес и даровал нам «живот вечный» т.е. жизнь вечную, открыл нам врата рая? Могут ли поститься «сыны чертога брачного» после того как Господь, возносясь на небо, сказал -«…Я с вами во все дни до скончания века…»(Мф 28:20)?Зачем нам поститься когда настала Пасха 2000 лет тому назад? Ведь после воскресения Христова настали дни радости, веселия…Но о каких временах говорит Господь-«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и…будут поститься…»? Мы знаем,что Господь воплотился, распялся, умер на кресте и воскрес нашего ради спасения, но все ли это помнят? Даже если и помнят и знают, то говорят что, мол, это все свершилось и теперь Господь с нами … Так а зачем же тогда пост? Зачем люди мучают себя, ограничивают в пище, когда можно просто быть «хорошим человеком»? Но «хороший человек» - не профессия, и мы призваны к тому, чтобы быть хорошими христианами, а это немыслимо без осознания того, насколько мы сами по себе плохи. Пост – это время осознания своей собственной ограниченности, физической и духовной. Именно в это время мы понимаем насколько слабы, и насколько наших собственных человеческих сил не хватает для того, чтобы победить элементарное – «себя любимого». Но невозможное человеку - возможно Богу, и именно осознания своего собственного бессилия, первый шаг на пути к спасению. Человека нет без греха… Чем больше человек отдаляется от Бога своими грехами (словно два друга, один из которых сознательно подводит другого и этим отдаляются, перестают быть друзьями), тем меньше он достоин быть «сыном чертога брачного». А значит и поститься надо всем, находящимся в разлуке с Богом. На всей планете нам не найти человека совершенного, безгрешного, даже Римский Папа, которого считают «непогрешимым», «князем апостолов» и т. д. на самом деле такой же грешник как и все люди. У всех в жизни есть ошибки и падения, даже святые отцы не признавали себя совершенными. И никто в этом мире не имеет права при жизни себя называть святым, но только по окончании жизненного пути Господь дарует по своей милости венец Царствия Небесного. Но воспоминая жития святых, видим, что большинство из них спасались молитвой и постом. Прп. Мария Египетская ,прп. Серафим Саровский , прп. Кукша Одесский ,прп.Гавриил Афонский и многие другие святые подвижники, которые с помощью поста и молитвы сделались светильниками миру , зажегшись от Света истинного ,ибо на простом примере нам можно понять –чем ближе уголек к костру, тем он горячее и краснее ,этот уголек преображается , становится подобным огню ,а когда он совсем близок к огню –то начинает гореть и становится частичкой огня. Все люди – это угольки ,которые находятся на разном расстоянии от костра. Сам древесный уголек – это частичка костра, которая по каким-либо причинам потухла, стала черной, а когда-то ведь была красненькой лучиной, тросточкой. Так что чем дальше человек от Бога, тем он чернее и не приносит ни света , ни тепла. Пост, в котором наше тело изнемогает, начинает «нагреваться», словно тот уголек, служит нам во благо. А ведь хорошо угольку лежать по дальше от Бога - независимым, в спокойствии, он даже не подозревает что находится в опасности, и его так легко раздавить даже босяком, а если был бы он раскаленным, поближе к огню, то обходили бы его стороной. Так и человек по отношению к Богу – чем ближе, тем недоступней для диавола. Приближает человека к Богу –пост и молитва. Всякий раз, когда наступает время поста, проявляется главная его проблема – гастрономическая. С этой точки зрения сегодня поститься легко, множество различных подсластителей и заменителей идентичных натуральным продуктам, когда можно и букву соблюсти и чрево потешить. Очень удобно – и душе, и, как говорится, телу. Мы очень любим рассуждать, что можно, а чего нельзя есть, забывая о главном, пост – это прежде всего время, когда мы должны разучиться грешить, и кулинария должна быть нашим средством, а не целью. Но вопросы не смотря ни на что возникают всякий раз. Что делать если нас одолевают болезни? Что делать если нет возможности готовить постную пищу? Как правильно поступать беременным женщинам? Раз есть подобные вопросы, значит должны быть и ответы. С одной стороны мы понимаем, что совершенный пост для больных людей, либо для беременных женщин невозможен, с другой стороны, этих людей постоянно гложет чувство вины за то, что они делают что-то ни так, если они позволяют себе определенные послабления в еде. В глазах собратьев верующих не хочется выглядеть нарушителем церковных устоев, и поэтому мы спешим к батюшке, чтобы он благословил нам диету, и тогда мы со спокойной совестью будет есть то, чего другим будет нельзя. Конечно, это правильно, когда мы советуемся с духовенством, но мы должны понимать, что мы всегда сами несем ответственность за то, каким образом поступаем. Всегда легко переложить ответственность на другого и сказать: «а это меня батюшка благословил!», забывая, что пост, не смотря на то, что мы едим, а чего нет, всегда остается постом. Если мы стали христианами не по велению времени, потому что мы русские, и так принято, а потому, что мы действительно хотим жить вместе с Богом, мы должны понимать, что христианство – это постоянная ответственность. Нет такого времени, когда мы можем сказать: «ну вот, можно немножечко расслабиться, сегодня вечером я побуду чуть-чуть нехристианином». Хотя нет, сказать мы так, конечно, можем, и очень часто так себе и говорим, но это уже далеко не христианство, а его полная противоположность. Так что, у христиан нет времени на то, чтобы тратить его впустую. Вся наша церковная жизнь должна устремлена к одной цели – Христу. Пост – это время жертвы, жертвы духовной. «Яко аще восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18-19). Каждый день мы читаем слова этого псалма, но каждый ли день мы задумываемся о его смысле? Библия – это не «Книга о вкусной и здоровой пище», Библия – это книга о нашем спасении. Пост – это воздержание. Воздержание не только в пище, но и помыслах и действиях. Пост имеет две составляющие: телесную и духовную. "Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него - ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?" (свт. Тихон Задонский). Продолжая мысль святителя Тихона и основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что польза от такого поста минимальная. Но пост телесный – это первая ступенька к настоящему посту. Для некоторых пост – это праздник. Праздник особой молитвы и покаяния. В эти моменты молитва им приносит великую радость, а слезы покаяния очищают душу и зовут на исповедь. Что может быть радостнее того чувства, когда священник, положив эпитрахиль на голову, читает разрешительную молитву? В этот момент понимаешь, что Сам Господь прощает и разрешает от всех грехов. А приступая к Святым Христовым Тайнам осознаешь, что вот она – Трапеза Господня, вкушающий которую человек не будет алкать во веки. Но чтобы эти радостные чувства посетили душу и сердце, необходимо достойно подготовить к этому тело. Тело, отягченное страстями и похотью, не дает душе раскрыть двери сердца и впустить туда Самого Бессмертного Бога, дающего Жизнь Вечную. Поэтому то и нужен пост телесный, очищающий и смиряющий тело, помогающий в борьбе со страстями, укрощающий похоть и примиряющий душу с телом. И лишь тогда, человек примирившись с самим собой, очистив душу и тело, открыв сердце своему Богу и Спасителю, "уклоняется от зла и сотворяет благо" (1 Пет. 3, 11). Вот в этом и есть действенность истинного поста. Можно почти с уверенностью сказать, что вышеописанное духовное и физическое состояние человека – это идеал поста. Но на практике часто бывает далеко не так. Как правило, в столь сложном деле, как пост, многие люди впадают в крайности. Это особенно часто наблюдается у людей не имеющих опытного духовного наставника.Некоторые начинают брать на себя тяжелые молитвенные подвиги, забывая о рабочих и домашних обязанностях, другие изнуряют себя тяжким телесным постом, итогом которого зачастую становится физическое истощение организма или обращение к врачу. Забывая о ближних и убивая свое тело, человек не становится ближе к Богу, а фактически грешит. В подобном состоянии человек начинает уподобляться лукавому, который не ест и не пьет, но творит свои гнусные дела. Поэтому такой пост не угоден Господу. Истинный пост знает во всем меру. Он не безрассудный, а осмысленный. Пост смиряет тело, но просветляет душу. «Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения» (прп. Кассиан Римлянин). Размышляя о посте, необходимо коснуться и того, какую пищу можно вкушать православному христианину во время поста. Сразу постараюсь дать определение. Постная пища – это пища растительного происхождения, т.е. все продукты питания, которые произрастила земля и их производные. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу" (Быт. 1, 29). Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая. В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все" (Быт. 9, 2-3). Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и, соответственно, мясо с не стекшей кровью (в частности, "удавленину"): "Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9, 4). В отличие от простых указаний для всех людей, Моисеево законодательство предписывало огромное множество всевозможных пищевых ограничений, например: "не вари козленка в молоке матери его" (Исх. 23, 19). В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11). Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая пища". Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой. С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. В результате к первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний. Психология фарисейства хорошо передана в евангельской притче, где фарисей, молясь Богу, радовался, что он не таков, как другие люди, - исполняет Закон, постится два раза в неделю и жертвует на храм десятую часть дохода. Христос обличил лицемерно постящихся фарисеев, заботящихся о внешней чистоте и совершенно не вспоминающих при этом о внутренней. В этом контексте упразднены были и повеления о чистой и нечистой пище: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его... Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища... Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, ... убийства, кражи, ... злоба, ... гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 15-23). Обобщая слова Спасителя, апостол Павел дал конкретные указания о пище: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто» (Рим, 14, 20). Таким образом, чиста вся пища, употребляемая нами. Остается лишь ее разделение на постную и скоромную. Теоретически все предельно просто. Но так ли все происходит на самом деле? Когда наступает время поста, то для многих православных христиан становится целой проблемой найти среди разнообразия продуктов, предлагаемых в магазинах и на рынках, постные продукты питания. Конечно, это не относится к овощам и фруктам. Понятно, что если на прилавке лежит картошка, то принять ее за мясо никак нельзя. И отличить курицу от банана также вполне реально. Сложность при покупке постных продуктов питания многие находят в определении состава смешанных и производных продуктов. Так в чем же суть проблемы? Приведу один пример. К одному священнику обратилась женщина с просьбой подробно рассмотреть упаковку с лапшой быстрого приготовления и высказать свое мнение о том, возможно ли вкушение данного продукта во время поста. Мотивировала она свою просьбу тем, что никак не может доказать подруге, что лапша не является скоромным продуктом. Первое, что бросилось в глаза – это название: «Куриная лапша». Повернув упаковку, я начал подробное изучение состава продукта. К своему удивлению, я не нашел в составе ни куриного мяса, ни животного жира, ни даже яиц. Зато в составе был «ароматизатор «Куриный», идентичный натуральному». Было понятно, что данный продукт питания вполне можно отнести к постным. Я высказал женщине свое мнение. Но при этом поинтересовался, что же смущает в данном вопросе ее подругу. Оказалось, что ее смущает название и запах готового продукта. По всей видимости, это было большим искушением для человека. Каково же было разочарование моей собеседницы, когда я не благословил больше вести разговоров с подругой о «Куриной лапше» и, тем более, вкушать данный продукт при ней. Конечно, я должен был обосновать мой запрет. Для этого я привел слова апостола Павла: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер, … худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим, 14, 15, 20-21). Моих аргументов было вполне достаточно. Получалось, что не согрешит ни женщина, ни ее подруга, хотя одна будет есть лапшу, а другая нет, т.к. «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор, 8, 8). Самое главное в сложившейся ситуации – сохранить любовь к ближнему, ибо «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13, 10). На самом деле, вопрос о постной и скоромной пище стоит в данное время достаточно остро. Кто-то из читателей, возможно, узнал себя в роли женщины, подробно изучившей состав продукта. А кто-то, наоборот, не станет есть его, чтобы не соблазниться чем-то более весомым. Пример, приведенный мной, – один из многих. Многие люди считают, что шоколад является скоромным продуктом. Абсолютно согласен, если это молочный шоколад. Но в темном и черном шоколаде нет молока и молочных продуктов. Его получают из какао. А о полезных свойствах шоколада и говорить не приходится. И, конечно, его можно вкушать в пост. А теперь уместно коснуться продуктов, которые содержат некоторые животные составляющие. Возьмем для примера яичный порошок, который содержится во многих продуктах питания. Трудно назвать продукт, получаемый особой обработкой яичного желтка, полноценным куриным яйцом. Или сухое молоко и сливки – вкусным парным молоком и пышными сливками. Все это специальным образом обработанные продукты, имеющие мало общего с оригиналами. Поэтому, если не есть пищу, содержащую яичный порошок, тогда не стоит есть и хлеб, в который добросовестный производитель также добавляет яйца, а иногда и молоко. Тем не менее, некоторые отечественные производители, заботясь о постящемся люде, начали выпускать некоторые продукты питания, раннее известные как скоромные, но теперь не содержащие животных оставляющих. Можно привести в пример постный майонез, который по вкусовым качествам не уступает обычному. Мне приходилось также видеть постную колбасу, приготовленную из сои. А если разбираться более подробно, то многие вареные колбасы, предлагаемые в продаже, совершенно не содержат мяса. Его полностью заменяет соя. Но об этом производители не пишут на этикетке. Пытаясь разобраться во всем этом изобилии продуктов питания, недолго дойти до откровенного буквоедства и фарисейства. От чего и предостерегает апостол Павел: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести, ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 25). Так что же посоветовать читателю, чтобы разобраться в вопросе правильного питания во время поста? Человеку сомневающемуся не стоит лишний раз искушаться, и пусть ему каждая булка будет скоромной. Человек, имеющий знание, пусть не искушает своим знанием сомневающегося, ибо «от знания … погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Кор. 8, 11). И те, и другие пусть соблюдают слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор, 10, 31-33). Всем нам необходимо помнить, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим, 14, 17). Но как, все таки, поступить конкретным людям в конкретной ситуации? Ситуации бывают разными, и способы разрешений этих ситуаций бывают также очень разными. Было бы легко всех подогнать под одну схему, и этой схемой руководствоваться, но христианство – это не схема, а жизнь. Каждый из нас всегда должен помнить о своей собственной ответственности перед Богом, поэтому решения принимать нам самим, а для того, чтобы в этом решении не ошибиться, нужно не только прикладываться к Евангелию перед помазанием, но иногда и читать, что написано в нем: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).


Назад к списку