ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Чаша жизни
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Авторизация

E-mail:
Пароль:

Икона дня:

 

Православный календарь:


Православная библиотека

Чаша жизни

«…даде Своим учеником и апостолом рек: - Примите, ядите, сие есть тело Мое, яже за вы ломимое во, оставление грехов…Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов…» (Мф. 26:26-28) (Литургия Св. Василия Великого) Две тысячи лет тому назад Господь и Бог наш Иисус Христос изрек эти слова, и именно их мы слышим за каждой литургией. В дни Великого поста православные христиане чаще появляются в храмах для причащения, для очищения души и тела.Почему я выразился – «чаще»? Дело в том, что, к сожалению, причащаются люди редко. В храм приходят, но к причастию приступают не часто. И тех людей, которые приходят в храм для причастия только в Великий пост назвать христианами трудно. О христианстве можно говорить много, но все-таки, кто такой христианин? На этот вопрос отвечают правильно, к сожалению, не многие приходящие в храм. И многие не знают что такое Церковь, и это плачевно. Ведь из-за этого незнания все что делает так называемый «христианин» в храме –формальность. Мы приходим ставить свечу на подсвечник потому что так надо, мы крестимся потому что так надо, мы целуем десницу священника потому что так надо, мы постимся потому что так надо, а почему надо, к сожалению, мало кто знает. Задавая подобные вопросы на исповеди, мне часто отвечают молчанием. Это молчание провоцирует новый вопрос – зачем человек вообще сюда пришел? За этим молчанием стоит стыд (в лучшем случае), а чаще какая то теплохладность. Да еще и обиды следуют, батюшка, мол, смущает своими вопросами. «Христианин» от слова- «Христос». И настоящий христианин не тот, который себя им называет, а который живет Христом. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь- во Мне пребывает, и Я в нем…»- говорит Господь. И тот, кто достойно в себя принимает Христа, является настоящим христианином. Что значит «жить Христом»? Любой человек, который по-настоящему готовится к принятию Тела и Крови Господа Иисуса Христа, постится, молится, старается не конфликтовать, делает добро, читает Святое Писание… После подготовки причащается, и…пошли будни… Главное, думает, приступить чистым ко причастию, а потом… разве можно его назвать настоящим христианином? Нет! Таких «христиан» море, а достойных мало. «Жить Христом» значит иметь Его постоянно в помыслах, и Он не даст нам сотворить преступление. «Сие творите в Мое воспоминание…» -говорит Господь о причащении. И чем чаще мы о Нем вспоминаем, тем чаще Он нас посещает. А посещенный Господом человек не склонен ко греху, так как имеет Его в помыслах. Богобоязненный и боголюбивый человек не послушает свою страсть, не пойдет на грех. Поэтому - то святое причащение не только очищает от грехов, но и остерегает от них. Главное чтобы человек причащался с любовью к Богу, с надеждой на Его милость, с верой в то, что Господь вместе с прощением его грехов, подаст ему и Свою благодать. Человек чувствует эту благодать ,и словно чаша наполненная до краев несет ее в себе. Но когда грешит ,падает, то эта чаша с благодатью опрокидывается, и остается от нее малость. «Жить с Христом» -означает непрестанно иметь Его в себе. И христианин не тот, кто одну недельку пытается быть хорошим человеком, а тот, кто в свою жизнь воплощая заповеди Христовы живет для непрестанного единства с Ним. Поэтому причащаться нужно часто. Древние христиане не имели смысла приходить на богослужение и не причащаться. Тем более мы знаем, что не причащающийся три недели подряд , сам себя отлучает от Церкви. Есть правило собора сардикийского и другое трулльского, и еще правило собора антиохийского, предписывающее, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении три воскресных дня, не причастился". Но это правило не жестокость Церкви, а предупреждение. Дело в том, что человек как открытый сосуд наполненный водой, сосуд- это тело, а вода- это душа, которая живет в теле. Мы знаем, что вода с течением времени портится- пыль, букашки и т. д., но мало того что она сама портится, мы её еще сами загрязняем. Воду- свою душу, загрязняем, и она становится грязной, вонючей, противной. А кто спешит на такое «благовоние»? Мухи, черви…Загрязненная и засоренная душа кишит этими нечистями- бесами, падшими ангелами, средой обитания которых является оскверненная и испорченная грехами душа. Человек страждет от этого, страдает от этого и душа человека. Казалось бы человека, вроде, не убил, не крал, не блудил, а на душе тяжело. Почему так? Оказывается пыли и букашек настолько много, что на дне сосуда или осадок, или вся вода стала густой массой. Настолько много «грешков»,что душа потеряла чистоту, прозрачность, стала густой массой. Заботясь о спасении душ человеческих, святая Церковь старается предотвратить даже обстоятельства способствующие к запущению души, ведь человек должен всегда быть готовым к смерти, должен бодрствовать, ведь «в чем застанет нас Господь, в том и судить будет». Какой душа перейдет границу смерти, такой она будет в вечности. Причастие же и покаянная исповедь- средство, очищающее душу и тело. Часто исповедуясь и причащаясь мы соблюдаем свою душу в чистоте. Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? Как должны жить, чтобы быть достойными Причастия Тела и Крови Христовых? Здесь прежде всего нужно сказать: нет человека, который был бы достоин Святых Христовых Таин. Нет человека, который мог бы по своим качествам, по своему образу жизни соответствовать тому, что мы принимаем в Причастии, той святости и божественности, которыми пронизаны хлеб и вино Евхаристии. “Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити или приближитися Тебе” – так говорится в одной из молитв, которую священник читает на литургии. Поэтому мы должны сознавать, что мы заведомо недостойны и никогда не будем достойны Причастия. Мы не должны думать, что станем достойными, если будем причащаться реже, или что станем достойными, если как-то особым образом подготовимся к Причащению. Мы всегда останемся недостойными, и наше человеческое естество на духовном, душевном и телесном уровнях всегда будет неадекватным по отношению к таинству Причащения. И тем не менее мы должны подходить к Причастию и, сознавая свое недостоинство, внутренне готовиться к принятию в себя Христа. Поэтому причастие для грешников спасающихся, кающихся, придающих усилие для «восхищения Царствия Божия». «Царствие Божие усилием берется» (Мф.11:12),- гласит Слово Божие.. А человеку в основном трудно быть христианином, ему приходится отрекаться многих своих желаний, страстей, унижать своё «ego» , только бы соблюсти заповеди Божии. А имеющий настоящую любовь к Богу не придает особых усилий для исполнения заповедей Божиих, он просто не может иначе. Вот они, слова Господни: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко есть…» Иго, которое на нас возлагает Господь легко, когда человек, взявший это иго на себя, несет его с любовью. Но все равно он сталкивается со своим «Я», и приходится выбирать- или «Я», или Бог. И тем не менее оно остается быть игом, т. к. это трудно- человека постоянно клонит ко злу, а для добра нужно бороть свое зло. «Не ядущий Мою Плоть и не пиющий Мою Кровь не имеет в себе жизни…»(Ин 6:53)- говорит Господь. Не имеет в себе жизни тот человек, который не имеет в себе Христа. Принимая в себя такую великую святыню, человек обретает уже в себе жизнь вечную. А заимев эту жизнь в себе до конца жизненного пути, он будет её иметь в вечности. Сделав себя достойным соединиться со Христом здесь, сделает себя достойным соединиться со Христом там - в жизни вечной. Сейчас продолжается Великий пост. И это время не должно отличаться от времени вне поста. Причащаться мы должны и в пост и вне поста. Но период поста является временем когда человек должен сугубо молиться, оставаться на едине с самим собой, со своими мыслями, с Богом, но в то же время чтобы это не мешало нам творить добрые дела, в то же время не забывать о ближнем. Посредством поста мы заглядываем в свою душу поглубже, находясь в поисках затерявшегося и укоренившегося там греха. В то же время затворяем дверь души и для других грехов. Таким образом мы вытесняем скверну, ненужный хлам в своей душе. И чем больше места освободится, тем больше благодати Божией и духовной радости примем в себя. Очищенная душа является более чувствительной к благодати Божией и чувствует радость. А кто не способен радоваться? Только мертвый, духовный мертвец. А тот кто чаще причащается,тем лечит свою душу от смертельной болезни и становится более жизнеспособным. «Я есть путь и истина и жизнь…» (Ин.14:6). Помоги нам, Господи, ожить духом, пребывать в Твоей истине и идти путем, который приводит к Тебе.
Назад к списку